Выпуск 227. В блеске собственного величия

На пути к себе есть неприятная ловушка. Она называется ханжество.

Ханжество – это объявление себя высокоморальной личностью, которая уже достигла всех вершин моральности, духовности, принципиальности и умеет играть в Тетрис на десятом уровне.

ханжествоА раз так удачно получилось, то о себе можно не думать, а самое время начать возмущаться окружающими.

Причем возмущение это благородное: «Я достиг вершин нравственности, а они чё?»

Пробный камень ханжества

У одного ученого родились близнецы.
Одного он окрестил в храме,
а другого оставил
в качестве контрольного образца.

Святая канавка

Как-то был в Дивеево и наблюдал следующую сцену. В Серафимо-Дивеевском монастыре есть Святая Канавка. Вдоль неё проложена дорожка. Если пройти по ней, то прощаются все грехи.

Иконописец Виктор даже рассказывал, что вокруг каждого человека, который идет по Канавке, виден яркий свет.

Я тоже решил пройти по Канавке. Там много народу идет, грехи форматирует. И на самом выходе девочка лет пяти, вдруг нагнулась, чтобы поднять камешек. Следующая за ней тётушка, вместо того, чтобы обойти девочку, решила навести порядок:

— Почему ребенок один?! Где мама?

А тут на беду есть ещё строгий запрет брать землю из канавки. Ее можно брать только в отведенном месте.  И дальше все начали кричать:

— Уведите ребенка! Что она делает! Это нельзя!

Подключились матушки в темных одеждах. Мать схватила девочку за руку, стала её шлёпать непонятно за что. А толпа безгрешных женщин базарными голосами поучали несчастную женщину, как надо себя вести. Она схватила дочь за руку и бросилась прочь.

В этом эпизоде видно, что даже в святом месте люди не думают о своей душе, а думают о том, как других перевоспитать.

Но их ждёт большая неприятность.

Величие как невроз

Мы так привыкли
притворяться перед другими,
что под конец начинаем
притворяться перед собой.

Франсуа де Ларошфуко

Ханжество – это попытка обмана себя. На самом деле, есть нечто, что сам ханжа в себе не принимает.  Мучается из-за этого. И пытается справиться с этим нарочитым морализированием.

Но себя обмануть невозможно. Вы же прекрасно знаете, какой вы на самом деле.

Владимир Шахиджанян писал о случае, который произошел с ним в 60-х годах. Он написал репортаж о форуме гинекологов. Женщина-редактор возмутилась, что Шахиджанян   в репортаже использовал фразу профессора медицины: «Нужно приучить население пользоваться презервативами, тогда станут меньше болеть и женщины, и мужчины!» А дальше и того хуже, врач что-то говорил про сифилис.

Она устроила выговор и потребовала, чтобы Шахиджанян заменил страшное слово «презерватив» на безобидное «пакетик», а слово «сифилис» вообще убрал.

Далее Шахиджанян пишет:

Но если профессора попросить сказать вместо «презерватив» «пакетик», никто ничего не поймет, — попытался я возразить — А сифилис… Так ведь это болезнь такая, как и гонорея….

— Вон отсюда, развратник! — закричала на меня ведущий редактор. – Кто только на работу вас принял!

В этом диалоге женщина-редактор выглядит чуть ли не бесплотным созданием, которое и не слышало ничего про этот ужасный секс. Хотя на самом деле:

«Однажды на партийное собрание чуть не вынесли ее персональное дело, после того как ночью в телетайпной комнате дежурной бригады ее застали занимающейся, как бы это помягче сказать, любовью с практикантом моложе ее на двадцать лет».

Ханжу всегда можно распознать по преувеличенно активной борьбе за всеобщую нравственность и духовность. При этом сам моралист, конечно же, никогда не ошибается, не ругается и даже наутро в зеркале выглядит как икона, пусть и небритая.

Попытка самоодурачивания всегда кончается одним и тем же. Человек перестаёт быть естественным. Он изо всех сил пытается стоять на цыпочках, чтобы быть выше других. Но долго на цыпочках не простоишь. В глубине души он сам себе не верит и это порождает глубинное противоречие:

  • С одной стороны, претензия на личное превосходство.
  • С другой стороны, ощущение собственной никчемности.

Чем больше эта пропасть, тем сильнее хочется обвинять других в их падшей жизни. Как правило, ханжа ведёт себя очень агрессивно, обличая всех и вся. Но это лишь следствия внутреннего невроза.

На самом деле, какое вам дело до других? У вас собственная жизнь. Хотите прожить её духовно? Прекрасно. Попробуйте.

Другие люди здесь не причем. Они не могут ни помочь вам, ни помешать. Если вы действительно хоть чуть-чуть продвинетесь в понимании себя, то вы сможете помочь и им.  Они сами будут к вам прислушиваться. Они будут ловить каждое ваше слово, и становиться вашими учениками.

Но для этого нужно перестать обманывать себя и ходить с маской святоши.

Когда хочется поругать кого-то,
спросите себя: «Зачем я это делаю?
Хочу покрасоваться в блеске своего величия?»

Хотите привести свои финансы в порядок?

Если вам постоянно не хватает денег, то рекомендую пройти мой самый популярный курс
«Азбука денег: что нужно знать о деньгах, чтобы они у Вас были»

Смотрите описание курса по ссылке: https://sheremetev.aoserver.ru/?r=ac&id=6381&lg=ru

Из курса вы узнаете:

  • Как вы и другие люди принимают финансовые решения
  • Какой баланс нарушают бедные люди
  • Первый финансовый закон ваших личных финансов
  • Как ваши убеждения влияют на ваш доход
  • Как грамотно делать деньги
  • Универсальный 3-х шаговый алгоритм получения денег
  • 5 полезных денежных привычек, которые помогут вам держать финансы под контролем
  • Как эффективно решать денежные проблемы

Если вы хотите получить простую пошаговую методику увеличения денег в своём кошельке, то заказывайте курс «Азбука денег» по ссылке ниже:

https://sheremetev.aoserver.ru/?r=ac&id=6381&lg=ru