Несколько советов, которые могут пригодиться при съемке и сделают процесс создания видео более приятным.
1. Хлопушка! или табличка ‘что-где-когда’
В кино, чтобы разобраться в километрах пленки (а также синхронизировать звук с картинкой, но это пока не про нас), используют хлопушку. На ней пишут название фильма, сцены, номер дубля, другое инфо, и снимают в самом начале каждого дубля.
Напишите на листе А4 или обычной бумажке, что и где сейчас будете снимать, и «покажите» камере. Теперь вы точно не перепутаете сцены и легко найдете конец предыдущей съемки. Это особенно удобно, если на одной кассете (флэшке) оказалось видео из разных мест.
2. Дайте людям привыкнуть к камере
Если вы снимаете на вечеринке или в кафе, в любом месте, где много людей, сначала они будут бояться камеры. Закрывать лицо руками, корчить рожи, отворачиваться («только не меня!») И это нормально. Достаньте камеру и сделайте вид, что снимаете, повертите камеру в руках, поприкалывайтесь, походите с ней, пусть публика свыкнется с мыслью, что «вот человек с камерой». Через какое-то время люди расслабятся и перестанут бояться объектива. Тогда лица на видео будут непринужденными и естественными
3. Продумайте видео заранее
Перед тем, как начинать снимать все подряд — подумайте, а что вы сами хотите в итоге увидеть на экране? Мысленно представьте себя на месте съемки — на что стоит обратить внимание, что может быть особенно интересным, какие кадры и в какой крупности вы снимете. Пофантазируйте. Придумайте и запишите название будущего видео, еще лучше добавить к этому короткое описание «это фильм о…» Когда придет время включать камеру, вы точно не растеряетесь
4. Меняйте точку съемки в зависимости от ситуации
Например, не стоит снимать детский праздник стоя, «с плеча» — вы получите копошение «где-то внизу», а атмосферу и настроение зрителям так не увидеть. Спуститесь на пол, «в гущу событий» — пусть камера смотрит глазами главных героев. А вот официальный обед с такого ракурса будет смотреться скорее неудачно.
Экспериментируйте, поисследуйте, как точка съемки влияет на восприятие вашего видео.
5. Запасной аккумулятор
Батарейки у камеры не вечны, и садятся они «на самом интересном месте». И подзарядить камеру можно далеко не везде. Сейчас почти к любой камере можно приобрести дополнительный емкий источник питания. Запасной аккумулятор/батарейка запросто может спасти ваш творческий замысел, если рядом не оказалось розетки.
6. Монопод — почти штатив
Для того, чтобы снять видео без тряски, или плавную панораму, используют штатив. Но водружать камеру на треногу не всегда удобно, а весит штатив от 1,5кг. Выручить может монопод — телескопическая нога с площадкой. Легкий по весу и простой в использовании, он поможет уменьшить тряску и получить более плавные кадры при съемке.
7. Свежий взгляд
Перед тем, как монтировать, покажите видео кому-нибудь, кто не был с вами на месте съемки. Благодаря непредвзятому взгляду вашего помощника, вы сможете отобрать лучшие и самые нужные кадры. Он сможет рассказать, насколько интересна съемка сама по себе — а может и дать пару советов, чего в супе не хватает. Такая обратная связь вдобавоквам научиться снимать лучше
8. Зум №1 — Выключайте камеру во время наезда.
Старайтесь не злоупотреблять зумом во время съемки. Частые наезды-отъезды не добавят красоты вашему видео, а только собьют зрителей с толку. Выключайте камеру перед такими «скачками». Съемка будет смотреться более осмысленно, и вам не придется долго копаться, вырезая скачки при монтаже.
Между тем, «наезд» — сильный операторский прием. Используя вовремя и его к месту, вы сделаете видео более сочным.
9. Зум №2 — Осматриваем место
Даже просто прикидывать расстояние наездом-отъездом на камере не всегда удобно. Для этого вместо зума на камере удобно использовать рамку из пальцев. Держите ладони прямо, потом оттопырьте большие пальцы и сложите кисти так, чтобы получилось прямоугольное окошко. Теперь приближайте — удаляйте руки, смотря в прямоугольник — внутри получится изображение, как при зуммировании в камере. Этот способ очень удобен, когда вы присматриваетесь к месту перед съемкой.
10. Зум №3 — Люди в кадре (видеопортрет)
Когда вы собираетесь снимать лица или людей на среднем плане (по пояс), чуть-чуть увеличьте изображение (легкий наезд), и потом начинайте съемку. Дело в том, что на «максимальном отъезде» изображение обычно чуть искажено, лица кажутся толще, а кадр захватывает слишком много пространства. Испоьзуйте эту хитрость, чтобы получить естественные лица на видео.
11. Нейтрально-серый фильтр для солнца
Если вы собираетесь снимать при очень ярком солнце (например, летом на юге) — велик риск того, что видео будет либо слишком контрастным, либо пересвеченным. Солнечный свет очень ярок, и чтобы снизить интенсивность светового потока, применяют нейтрально-серые фильтры. Сейчас их можно найти для многих моделей бытовых видео- и фотокамер. Использование фильтра позволит вам снимать хорошее изображение даже на ярком солнце.
Талия Кизева
режиссер, видеооператор, фотограф