Как всегда, курс Константина не даёт готовых решений: «Делайте так, и все». Скорее даёт направление, в какую сторону думать, расставляет приоритеты и делает акценты. Слушая касты, непроизвольно вспоминалось, а как было у меня с родителями. Так как своих детей пока нет, пыталась представить, как бы я с ними общалась, если бы они были. И поняла, что у меня совсем нет модели общения с детьми до 18 лет, ведь у самой не было контакта с родителями лет до 28, пока не удалось понять друг друга с папой. У меня есть лишь родительская модель психологического подавления. И честно говоря, страшно думать, как в скором будущем я буду вести себя со своими детьми просто по инерции, а потом думать, как надо было бы, чтобы и контакт сохранялся, и не распуститились до неуправляемости. Чувствую, ещё не раз предстоит курс послушать и найти решения уже для конкретных ситуаций.
Очень сильное впечатление произвело задание с фильмом «Похороните меня за плинтусом». В студенческие годы читала книгу и помню, как сильно она мне понравилась. Посмотрела фильм — пришла в ужас. И все потому, что книгу читала с позиции ребёнка, очень переживала за него. А фильм посмотрела с позиции взрослого, причём узнала себя в бабушке. Не так преувеличенно, но очень похоже по ощущению. Я прям чувствовала, что у неё происходит на душе в том или ином эпизоде, почему она поступает так, а не иначе. Меня поразило то, как легко Константин объяснил, почему никто из героев фильма не думал о ребёнке: никто не спрашивал и не слышал, когда он говорил впрямую о желании видеть маму. Я сама бешусь, когда за меня решают и не спрашивают. Но при этом не смогла задаться этим же вопросом по отношению к ребёнку. И все потому, что считаю их несмышлеными и не имеющими своих желаний. А я как взрослая и опытная имею право определять их желания в каждый момент времени — вот такое внутреннее отношение к детям, чтобы я там вслух для людей ни говорила и как бы ни умничала.
После этого задания я перестала понимать, как вообще общаются с детьми, находят с ними общий язык, да ещё и получают от этого удовольствие. Я бы даже сказала, что последний пункт самый важный. Вспоминаю, что когда работала в школе учителем, то всегда искусственно детям улыбалась, держалась от них на расстоянии и вообще избегала контактов. Сама, во всяком случае, не шла на контакт. Да и из школы-то ушла не из-за денег, хотя платили копейки, а из-за неприятной обязанности общаться с детьми. Про то время точно могу сказать, что детей я не любила. И все эти годы без семьи мне было хорошо — не было тяги рожать собственных. Если честно, даже на сегодняшний день я не очень люблю детей. И новость о беременности меня не порадовала, не окрылила, а поставила в тупик. Наверное, из-за этого сейчас у меня страх родов. Что именно ребёнок станет причиной моего нездоровья с телом, полной перестройки дел и жизни. И из-за этого уже сейчас к неродившемуся ребёнку претензия. Вот что главного я открыла в себе благодаря курсу.